Полезные советы: как проверить слух в домашних условиях

Пройдите тест и узнайте, есть ли у вас музыкальный слух

Полезные советы: как проверить слух в домашних условиях

Преподаватели музыки, вынося вердикт «медведь на ухо наступил», ставят крест на певческой и музыкальной карьере многих людей. Но действительно ли музыкальный слух — удел избранных, или нам чего-то не договаривают? Узнайте ответ здесь, а заодно пройдите тест на наличие музыкальных данных.

Отсутствие музыкального слуха — миф или реальность?

Ученые провели эксперимент по изучению наличия музыкального слуха у собак. Играя на фортепиано одну из нот, они давали псу есть. Через время у собаки выработался рефлекс, и, заслышав нужный звук, она бежала к миске с едой. На другие ноты животное не реагировало. Но если даже у четвероногих братьев наших меньших есть музыкальный слух, то почему в мире так много людей, у которых его нет?

Отсутствие музыкального слуха — миф, в который нас заставили поверить. Ученые утверждают: способность слышать ноты и воспроизводить их есть у каждого, просто не у всех она развита одинаково хорошо. Поэтому музыкальный слух и бывает:

  • абсолютным — такой человек способен определять высоту нот без сравнения с эталоном. Такие уникумы рождаются один на десять тысяч. Обычно этим даром обладают скрипачи и пародисты, имитирующие звуки;
  • внутренним — позволяющим, глядя на ноты, правильно воспроизвести их голосом. Этому учат на уроках сольфеджио в музыкальных школах и консерваториях;
  • относительным — наделяющим своего хозяина способностью точно определять интервалы между звуками и их длительность. Обычно это свойственно трубачам.

Чувство ритма тоже является частью музыкального слуха. Лучше всего оно развито у барабанщиков.

Чтобы определить уровень развития музыкального слуха, обычно обращаются к специалисту. Он предлагает выполнить несколько заданий:

  • повторить мелодию. На инструменте проигрывается музыкальная фраза, которую испытуемый должен воспроизвести голосом, отбивая такт хлопками;
  • отстучать ритм. С помощью карандаша задается ритмический рисунок, который нужно повторить. Таких заданий придется выполнить несколько, и каждый раз ритм будет усложняться;
  • воспроизвести интонирование. Проверяющий напевает мелодию, а тот, которого проверяют, должен ее повторить, сохранив все интонации исполнителя.

Вам могут предложить еще одно задание: угадать ноту. Стоя спиной к музыкальному инструменту, вы должны назвать, какой звук октавы сыграл педагог.

Сразу скажем: такой способ определения уровня музыкальных способностей наиболее точный. Хотя в домашних условиях вы тоже можете попытаться проверить, есть у вас развитый музыкальный слух или нет.

В этом вам поможет сайт «Все для детей», где в разделе «Музыкальные тесты» вы найдете далеко не детское задание, выполнив которое, получите объективную оценку своих музыкальных данных, а также узнайте, как быстро выучить ноты на гитаре, оказывается, это совсем не сложно.

Музыка — универсальный язык человечества. Генри Уодсуорт Лонгфелло

Проверить свои способности в распознавании музыкального звучания можно и с помощью заданий, которые предлагаются в этом видео:

Статья в тему: «Как научиться играть на гитаре самостоятельно?»

Способы развить музыкальный слух

Почему одни люди рождаются с абсолютным слухом, а у других он далек от совершенства? В этом виноват наш мозг. За развитие музыкального слуха отвечает небольшой отдел правого полушария. Там находится белое вещество, которое контролирует передачу информации, в том числе и звуковой.

От количества этого вещества во многом зависит способность правильно воспроизводить ноты. Увеличить его объем невозможно, но вот ускорить протекающие там процессы вполне реально. Для этого существуют упражнения по развитию музыкального слуха. Мы приведем самые действенные из них.

Гаммы

Проиграйте на инструменте все семь нот по порядку и напойте их. Затем проделайте то же самое без инструмента. Когда результат вас удовлетворит, порядок нот следует поменять на обратный. Упражнение скучное и однообразное, зато эффективное.

Интервалы

Играя на инструменте две ноты (до-ре, до-ми, до-фа и т. д.), пытайтесь потом повторить их голосом. Потом проделайте то же упражнение, но уже двигаясь с «верха» октавы. А затем попробуйте проделать то же самое, но уже без пианино.

Эхо

Такое упражнение используют воспитатели детского сада, но оно отлично подходит и взрослым. Воспроизведите с помощью любого проигрывателя (подойдет и телефонный плеер) несколько музыкальных фраз из любой песни, а затем повторите их сами. Не получилось? Сделайте несколько попыток, пока результат вас не удовлетворит. После чего приступайте к следующему песенному отрезку.

Танцы

Включайте любую музыку и танцуйте — так вы развиваете ритмический музыкальный слух. Этому неплохо способствует и чтение стихов под музыку.

Подбор мелодии

Пытайтесь подобрать знакомую мелодию на инструменте. Получится не сразу, но когда выйдет, вы, во-первых, поверите с свои силы, во-вторых, совершите большой прорыв в обучении.

Источник: http://megapoisk.com/muzykalnyj-sluh-kak-proverit-nalichie

Как можно проверить слух у ребенка

Полезные советы: как проверить слух в домашних условиях

Нормальный слух очень важен для гармоничного развития ребенка. Даже его незначительное снижение приводит к серьезным последствиям – нарушениям речи, плохому пониманию окружающих, психологическому дискомфорту, трудностям социализации.

Родители и другие члены семьи первыми обращают внимание на возможные проблемы со слухом ребенка.

Чем раньше они обнаружены и установлена степень утраты слуховой функции, тем быстрее можно принять меры – провести медикаментозное или хирургическое лечение, приступить к реабилитационным мероприятиям.

Важно с самого рождения внимательно наблюдать за тем, насколько хорошо слышит малыш и при малейшем подозрении на нарушение слуха немедленно обращаться к врачу.

чем установлена степень утраты слуховой функции, тем быстрее можно принять меры

Слух у ребенка следует обязательно проверять в следующих случаях:

  • при поступлении в образовательное учреждение;
  • при отставании в речевом развитии;
  • после перенесенных тяжелых и длительных заболеваний, отитов, гриппа, кори, паротита, после лечения антибиотиками с ототоксическим действием;
  • при направлении на ПМПК в связи с подозрением на отставание в развитии.

Формы и причины нарушений слуха

Все нарушения слуха в зависимости от локализации процесса в слуховом анализаторе делятся на три формы: кондуктивные, сенсоневральные (нейросенсорные) и смешанные. Они могут иметь наследственный, врожденный или приобретенный характер. Процесс нарушений может быть односторонним или двусторонним.

  • Кондуктивные формы возникают в результате заболеваний, повреждений, врожденных аномалий развития наружного и среднего уха – звукопроводящей системы. Их могут вызывать отиты, воспалительные процессы в носоглотке, серные пробки, попадание инородного тела в слуховой проход, механические травмы барабанной перепонки. Они хорошо поддаются лечению, после которого в большинстве случаев слух полностью восстанавливается.
  • Сенсоневральные (нейросенсорные) формы возникают в результате поражения структур внутреннего уха и центральных отделов слухового анализатора – звуковоспринимающей системы. Они могут стать последствием родовых травм, асфиксии, недоношенности, гемолитической болезни новорожденных, сепсиса. Данная форма нарушений во многом определяется и наследственной предрасположенностью. Кроме того причиной их возникновения могут стать:
  1. вирусные инфекции матери в период беременности – краснуха, корь, грипп;
  2. детские инфекционные заболевания – корь, скарлатина, грипп, токсоплазмоз, цитомегаловирус, менингит, паротит;
  3. применение ототоксичных антибиотиков и препаратов;

При сенсоневральной тугоухости и глухоте восстановление или улучшение слуха практически невозможно. Таким детям требуется слухопротезирование, специальные коррекционные занятия по развитию слухового восприятия. Компенсировать потерю слуха можно при помощи кохлеарной имплантации, но помочь она может далеко не в каждом случае.

  • Смешанные формытугоухости возникают в результате сочетания патологий звукопроводящей и звуковоспринимающей систем слухового анализатора. В этом случае частично улучшить слух поможет медикаментозное лечение, но без специальной педагогической помощи и использования звукоусиливающей аппаратуры оно будет малоэффективным.

В возрасте до 1 года

  • На 2-3 недели жизни он не вздрагивает при громких звуках, не замирает на голос;
  • В 1-3 месяца малыш не оживляется при голосе матери и не поворачивается на звук голоса позади;
  • Во время сна нет реакции на резкие громкие звуки;
  • В возрасте от 4-х месяцев ребенок не поворачивает голову в сторону голоса, звучащей игрушки;
  • В 4-6 месяцев гуление постепенно затухает, не переходя в лепет;
  • В 9-10 месяцев малыш неправильно реагирует на несложные инструкции, не понимает значения многих простых слов;
  • С 8-10 месяцев у него не появляются новые звуки, устойчивые звукосочетания, простые слова.

В возрасте старше 1 года

  • До 3-х лет отсутствует фразовая речь или значительно нарушен процесс ее формирования;
  • Ребенок плохо понимает обращенную речь, постоянно переспрашивает;
  • Не отвечает на вопросы и не реагирует на слова, если говорящий человек находится вне поля зрения;
  • При разговоре внимательно смотрит на лицо и губы говорящего, следит за мимикой;
  • При просмотре телевизора или прослушивании музыки постоянно прибавляет громкость;
  • Плохо различает речь по телефону, часто перекладывает трубку от одного уха к другому. 

В возрасте 1-3 года

При помощи ориентировочной реакциина звучащие игрушки: погремушку, барабан, дудку, гармошку. Реакция может проявляться в виде замирания, активизации движений, поворота головы или глаз в сторону источника звука. Звук подается одним взрослым за спиной ребенка, с разных сторон вне поля зрения, на разном расстоянии. Другой взрослый внимательно наблюдает за поведением малыша.

Кроме того можно провести так называемую «гороховую пробу»: в 3 небольшие одинаковые баночки из-под киндер-сюрпризов, фотопленки или лекарства насыпать на 1/3 объема гороха, гречки и манки, одну такую же баночку оставить пустой.

Взрослый берет в правую руку баночку с крупой, а в левую – пустую, садится перед лицом ребенка и начинает симметрично трясти ими на расстоянии 20-30 см около ушек. Затем баночки меняются местами, а взрослый наблюдает, переводит ли ребенок взгляд на  звучащую. Точно также используются емкости с остальными крупами.

По реакции ребенка легко определить, слышит ли он звуки или нет. Но малыши до 4-х месяцев на звук от манки не реагируют.

У детей старше 3-х лет

У детей, которые уже научились хорошо разговаривать, проверить состояние слуха дома можно речью. Слова произносятся взрослым шепотом с расстояния от 6-ти метров. Ребенок сначала стоит правым боком к говорящему, левое ухо при этом закрыто ваткой.

Если он не слышит слов, расстояние постепенно сокращают. После чего ребенка поворачивают левым боком к говорящему, закрывая правое ушко ваткой. Та же процедура повторяется голосом разговорной громкости с расстояния от 20-ти метров.

Если ребенок не может правильно повторить слова – дистанцию постепенно уменьшают. Можно использовать следующий набор слов:

мама                  мальчик

дом                    лампа

стол                   часы

дедушка           сапоги

парта                 муха

Используемые слова должны соответствовать возрастному развитию ребенка. Чем меньше расстояние, на котором ребенок слышит и правильно повторяет все произносимые взрослым слова, тем больше у него снижение слуха. В этом случае необходимо незамедлительно обратиться за консультацией и помощью в медицинское учреждение.

Медицинское исследование слуховой функции у детей

важно с самого рождения внимательно наблюдать за тем, насколько хорошо слышит малыш

При любом подозрении на снижение слуха сначала следует обратиться к участковому педиатру, который в зависимости от ситуации может направить на консультацию к детскому отоларингологу или  сурдологу. Врач-сурдолог занимается диагностикой и лечением нарушений слуха, проводит аудиометрическое исследование слуховой функции на базе детской поликлиники или сурдологического центра. Для обследования детей и определения порогов снижения слуха применяются следующие виды методов:

  • Объективные (физиологические) методы  — позволяют получить результат объективно, независимо от сопутствующих обстоятельств. Они применяются для самых маленьких детей.
  • Безусловно-рефлекторные основаны на проявлении безусловно-ориентировочных рефлексов (мышечные сокращения, реакции глаз, дыхательные и сердечно-сосудистые рефлексы, мимические реакции) в ответ на звуковое раздражение;
  • Условно-рефлекторные основаны на проявлении рефлекса в ответ на какое-либо действие, совершаемое в одно время с подачей звука;
  • Анализ слуховых вызванных потенциалов основан на регистрации электрических сигналов в отделах слухового анализатора, возникающих в ответ на звуковые сигналы различной интенсивности.
  • Субъективные (психоакустические) методы основаны на оценке ощущений человека, возникающих при предъявлении звуковых стимулов. Они применяются для детей старшего возраста.
  • Обследование с помощью шепотной и разговорной речи. Ребенку на различном расстоянии предъявляют список слов с разной акустической характеристикой, соответствующих его возрастному развитию.
  • Пороговая тональная аудиометрия — наиболее распространенный метод исследования слуха, который проводится при помощи специальной электроакустической аппаратуры – аудиометра. Она заключается в определении на различных частотах минимальной интенсивности звукового сигнала, при котором возникает ощущение звука. Полученные данные отображаются в виде графика – аудиограммы.
  • Речевая аудиометрия применяется для определения величины потери слуха на речь. Через аудиометр испытуемому подается набор слов, записанных на магнитофон, а врач отмечает число правильно воспроизведенных.

Источник: http://xn----7sbkfax0adahceasemcipeqc0c2loc.xn--p1ai/kak-proverit-slux-u-rebenka/

Способы проверки слуха

Полезные советы: как проверить слух в домашних условиях

Ваш малыш ведет себя довольно странно? Ребенок рассеян, не всегда слышит то, что вы ему говорите? Если дети часто болели инфекционными заболеваниями, вирусными инфекциями, воспалительными процессами, то автоматически они входят в группу риска образования тугоухости. Позднее развитие речи, пробелы в произношении таких звуков, как р, т, г, д, л — это повод, чтобы посетить врача-сурдолога.

Врачи-отоларингологи рекомендуют даже при незначительном снижении слуха у ребенка обращаться к специалистам. Возможно, это первый признак тугоухости. Как проверить слух у ребенка в домашних условиях или же в медицинском учреждении?

Итак, к врачу-сурдологу нужно обращаться, если:

  • Новорожденный 1-1,5 месяца абсолютно не реагирует на шум и громкие звуки;
  • Малыш в три месяца не слышит и не реагирует на обращения, голос мамы;
  • У малыша в шесть месяцев отсутствует лепет и гуление;
  • До 3 лет малыш не начал разговаривать.

Проверка слуховой активности у детей двух-трех лет уже достаточно сложна. Обусловлено это тем, что в два годика окружающие звуки не являются для ребенка раздражителями. Даже дети с нормальным слухом могут не реагировать на шум и громкую речь родителей. Поэтому обычный поведенческий тест, выполненный дома, в этом случае не сработает.

Нужно учитывать, что ребенок может не повернуться к родителям в ответ на источник звука. Также в два годика дети не всегда оборачиваются на речевые позывы или сигналы. В большинстве случаев это является нормой, поэтому паниковать не стоит.

Определение реакции на слуховой раздражитель

Определение качества слуха первоначально осуществляется дома. Родители могут провести так называемый поведенческий тест.

Заключается он в том, что ребенок должен отреагировать на посторонний звук, который выступит для него неким раздражителем.

Врачи-сурдологи и отоларингологи утверждают, что подобные тесты можно проводить на детях от шести месяцев. У детей старшего возраста тест проводят в игровой форме.

Самостоятельно можно проверить способность слышать у ребенка посредством реакции на голос матери или же на шум от звуковых игрушек.

Как это сделать? Для этого необходимо дождаться, пока ребенка уснет. Спустя полчаса-час необходимо определить – впал ребенок в легкий сон или же глубоко уснул.

Посмотрите на веки малыша. Если они сомкнуты, а под ними все еще продолжают двигаться глазные яблоки, то малыш находится в состоянии полудрема. Далее, можно взять в руки детскую игрушку с пищалкой и аккуратно, не пугая ребенка, нужно несколько раз сжать и разжать ее возле уха малыша.

Если реакция малыша последовала, то есть он открыл глаза, вздохнул или же заплакал, то можете полагать, что слуховая система ребенка в порядке.

Если же нет, то можно попробовать в состоянии бодрствования малыша проделать тоже, только уже подойти сзади ребенка и внезапно «запищать» игрушкой.

Когда ребенок перестает реагировать на окружающие звуки, не слышит вас, не откликается по имени, тогда необходимо обратиться к врачу-отоларингологу.

Факторы риска

Обратить внимание на слуховую функцию малыша, нужно, если у него от рождения имеются врожденные пороки: нарушения строение и работы черепно-мозгового отдела, внешний дефект в виде заячьей губы, а также имела место быть механическая травма ушной раковины.

В группу риска также попадают малыши, родившиеся раньше срока или же те, у кого наблюдается дефицит массы тела. Также степень тугоухости может проявиться у детей, которым осуществляли искусственную вентиляцию легких в первые часы с момента рождения.

Проверка качества слуха у ребенка обязательна, если он переболел корью, краснухой, а также были диагностированы заболевания щитовидной железы. Врачи рекомендуют делать проверку слуха у ребенка до наступления у него шестимесячного возраста.

Правильный подход к диагностике и лечению позволит вовремя устранить и предотвратить возможные отклонения.

Скрининг слуха

Проверка слуха у новорожденных осуществляется с помощью быстрой и безболезненной процедуры – скрининга. Проводится анализ в течение 5 минут.

Но, нюанс заключается в том, что ребенок в это время должен находиться в состоянии покоя, а именно сна.

Но, не стоит переживать и думать, где проверить слух и как это сделать? Скрининг можно провести как на дому, так и в медицинском учреждении. Слух можно проверить у детей от 0 и до 3 лет.

Процедура состоит из двух параллельных исследований: программа под названием отоакустическая эмиссия и компьютерная аудиометрия. Абсолютно все исследования проводят на новом современном оборудовании.

Программа отоакустической эмиссии проходит следующим образом: в ухо вводят небольшой аппарат-наушник, содержащий в себе два датчика – микрофон и телефон. Микрофон должен фиксировать все сигналы, которые посылаются телефоном.

Компьютерная аудометрия позволит врачу-сурдологу понять, насколько правильно мозг ребенка воспринимает речь и посторонние шумы из окружающей среды. При проведении аудометрии к голове ребенка присоединяют несколько электродов. При выявлении даже незначительной степени потери слуха, ребенок направляется на полное клиническое обследование.

Вред обследования

Многие родители считают, что аппарат для проведения скрининга у новорожденных может нанести малышу какой-либо вред.

Так ли это? Применение современного оборудования дает возможность определить незначительные потери слуха у новорожденных и предотвратить образование тугоухости.

Доказано, что развитие тех детей, у которых вовремя обнаружили нейросенсорную форму тугоухости, может идти вперед и ничем не отличаться от сверстников. Но, необходимо сделать слухопротезирование до года.

Вреден ли аппарат для проведения скрининга и может ли он доставить неприятные ощущения? Врачи – сурдологи и отоларингологи утверждают, что аппарат несет в себе вреда не больше, нежели использование обычного мобильного телефона вблизи нахождения ребенка.

Аппарат скрининга так же, как и телефон содержит в себе электронные элементы, которые продуцируют электромагнитные волны. Но, так как процедура длится в течение пяти минут, то вреда для здоровья она не несет. Звук, который издает аппарат, настолько тих, что малыш даже не просыпается, когда его слышит.

Определение слуховой функции самостоятельно

Если вы желаете проверить свой слух самостоятельно, то сделать это можно двумя способами. Первый – это пройти онлайн-тест, который предлагают абсолютно все современные центры слуха. Суть его заключается в том, что на фоне окружающего шума будет звучать запись со словами. Вам необходимо будет прослушать фрагмент записи и нажать на картинку, изображающую озвучиваемый предмет.

Также свой слух можно проверить, ответив на несколько уточняющих вопросов. Они примерно звучат так:

  • Может ли Вы услышать тиканье секундной стрелки на часах?
  • Всегда ли Вы слышите сигнал будильника?
  • Слышите ли Вы свой голос в записи на диктофон? (это можно проверить, записав небольшой фрагмент речи на диктофон в телефоне).
  • Всегда ли Вы слышите собеседника?
  • Используете ли вы слуховой аппарат?
  • Слушаете ли Вы музыку громко?
  • Возникают ли у Вас сложности с пересечением дороги? Может ли определить шум подъезжающего автомобиля?

Врачи-сурдологи утверждают, что если человек ответил на первые четыре вопроса отрицательно, то это серьезный повод для оказания профессиональной консультации специалиста. Если человек использует слуховой аппарат и при этом также ответил «нет» на эти вопросы, то потребуется повторное слухопротезирование.

Источник: http://ProSluh.com/diagnostika-i-profilaktika/proverka-sluha.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.